В Средние Века фрилансером (freelancer) называли наемника, который воевал за того, кто больше заплатит ему денег. Зная места, где можно встретить много таких фрилансеров, можно было нанять целые военные отряды.
Сейчас в Интернете фрилансерами называют свободных наемных работников, которые не входят в постоянный штат предприятия и которым предприятие заказывает определенную временную работу. Оплата сдельная по конечному результату. Но если предприятие уже доверяет фрилансеру, скажем, неоднократно пользовалось его услугами, то это может быть и частичная предоплата.
Разумеется, прибегать к услугам фрилансеров могут не только предприятия, но и обычные частные лица.
Фрилансеры обычно работают удаленно, не приезжая в офис предприятия и не встречаясь с работодателем. Общение фрилансера и заказчика идет или через Интернет (e-mail, скайп, средства фрилансерских сайтов) или по телефону. Поэтому для фриланса является обычным явлением, когда, например, заказчик из США нанимает фрилансера из Индии. Но если речь идет о каком-то очень крупном заказе, то заказчик и фрилансер обязательно встречаются друг с другом и подписывают соответствующий договор о выполнении работ. Разумеется, что и заказчик и фрилансер в этом случае проверяют своими методами надежность друг друга, если до этого они не разу не работали вместе.
В основном фрилансерами работают люди творческих профессий: программисты, вэб-дизайнеры, копирайтеры, журналисты, переводчики, дизайнеры, верстальщики, архитекторы, фотографы, папараци, художники и т.п. Как правило, фрилансеры создают не материальный продукт, а цифровой. То есть создают свой продукт в компьютере в виде файлов, а не какие-то материальные поделки, которые надо пересылать по обычной почте, типа картины на холсте, фотографии на бумаге, деревянные макеты и т.д.
Когда говорят об услугах фрилансеров, то имеют в виду именно услуги по созданию какого-то продукта, типа программы, скрипта, фотографии, картины, дизайнерского решения, статьи, перевода текста и т.п. Но в принципе фрилансом могут быть и чистые услуги, например, удаленное обучение, удаленное репетиторство или поиск работника на постоянную работу. Но это не так распространено.
Ну и конечно же бывают фрилансеры, которые оказывают чисто услуги и оказание услуг проводится совсем неудаленно. Например, свободный тренер, который не является штатным работником какой-нибудь компании по тренингам, приезжает на фирму и проводит тренинг ее сотрудников.
Фрилансер должен сам искать себе работу. Обычно именно фрилансер делает первый контакт с потенциальным заказчиком. Но бывают и такие фрилансеры, к которым заказчики обращаются сами по своей инициативе. Это как правило происходит, когда заказчик сотрудничает с данным фрилансером уже не первый раз. Или это очень известный (раскрученный) фрилансер, которого одни его заказчики рекомендуют своим коллегам, которые потом обращаются к фрилансеру по рекомендации.
Но большинство, особенно, начинающих фрилансеров должны сами устанавливать контакты со своими потенциальными заказчиками, договариваться с ними о сроках исполнения заказа и о гонораре. Серьезный фрилансер получает гонорар или по безналичному перечислению или расписывается в расходном кассовом ордере и, соответственно, подает в налоговую декларацию 3-НДФЛ. Иначе серьезный корпоративный заказчик просто не поймет, что значит заплатить через вэб-мани или "черным налом".
Понятно, что фрилансер не должен посещать разного рода планерки и собрания на предприятии-заказчике, что фрилансеру не организуют на предприятии-заказчике рабочее место в виде стола и компьютера или кульмана. Фрилансер всё должен иметь у себя дома. Смысл отдавать заказ внештатному работнику заключается не только в том, чтобы не нанимать на постоянныу работу человека, услуги которого потребуются только временно, но и в том, чтобы сэкономить на организации рабочего места. Тем более, что если такое рабочее место появится, то оно будет временным и потом встанет вопрос, что делать с этим столом, компьютером, лотками для бумаг и т.п. Впрочем, еще раньше возникнет проблема, а где поставить стол, за которым будет сидеть работник, где найти место в офисе.
Ну и идет экономия не только на организации рабочего места, но и на больничных листах (если фрилансер заболел, то это его проблемы), на отпускных (фрилансер сам решает когда он будет отдыхать и будет ли он работать с ноутбуком прямо во время отдыха) и т.п.
В свою очередь, фрилансер очень сильно экономит, например, на транспортных расходах в общественном транспорте или на бензине в своем личном транспорте, так как ему не надо каждый день ездить на работу. Еще больше получается экономия времени. Ведь фрилансер не стоит в пробках. Это сэкономленное время фрилансер использует с пользой для выполнения проекта. Поэтому фрилансеры справляются с проектом обычно быстрее, чем обычные работники. Это получается у фрилансеров не только за счет профессионализма, но и за счет экономии времени по сравнению со штатными работниками.
В развитых странах фриланс получает все большее и большее распространение. Интересы работадателей здесь часто совпадают с интересами фрилансеров. Для работодателя часто фриланс это возможность сэкономить на зарплате и социальных выплатах, сэкономить на аренде офиса и на телефонных звонках и т.п. Для фрилансера это возможность иметь больше свободного времени и, следовательно, использовать его для саморазвития, для большего внимания семье и личной жизни и просто для нового дополнительного заработка. Это возможность иметь очень гибкий график работы, возможность в любой момент прервать свою работу для каких-то неотложных своих личных дел. Наконец, это возможность жить там, где хочешь, а не там, где близко до работы. Можно жить в сельской местности вдали от крупных мегаполисов с их проблемами (пробки, преступность, грязный воздух, шум, теракты, техногенные катастрофы, ДТП и т.п.).
Наконец, еще одна интересная особенность фриланса. Во время занятия фрилансом фрилансер получает очень богатый опыт ведения своих финансов, опыт организации своего времени и опыт поиска и привлечения клиентов. Поэтому для многих фрилансеров фриланс оказывается первой ступенькой к созданию своего малого бизнеса. Очень многие предприниматели начинали свой бизнес именно с фриланса. Обычные наемные работники уходя во фриланс постигают азы предпринимательства.
Исследование, проведенное в 14 европейских странах в 2005 году показало, что только 44% всех наемных работников хотят продолжать работать на работодателей по постоянному контракту. Остальные желали бы стать фрилансерами, если бы у них была бы такая возможность. А в России подобное исследование показало, что у нас 91% всех наемных работников всё ещё хочет продолжать работать по постоянным контрактам и не мечтает ни о каком фрилансе. Обычно, чем более благополучна экономическая ситуация в стране, тем больше наемные работники испытывают интерес к фрилансу. И, наоборот, во время экономических кризисов часть фрилансеров переходит на работу штатными сотрудниками. В целом, молодежь испытывает гораздо больший интерес к фрилансу, чем люди старшего поколения. Причем молодежь привлекает в фрилансе не столько заработки, сколько сам стиль жизни.
Многие ошибочно думают, что для того, чтобы работать фрилансером, нужно обладать какими-то очень большими талантами. Некоторые люди не начинают работать в фрилансе только лишь потому, что думают, что они недостаточно талантливы для этого. На самом деле исследования показывают, что наиболее успешные фрилансеры это совсем не самые талантливые люди в своей сфере, а те, кто способен выполнять заданную работу в срок. Умение заставить себя сесть за компьютер и закончить работу в срок, оказывается более важным качеством для успешности фрилансра, чем обладание большими талантами.
Мало того, порой даже очень важно ради выполнения работы в срок, не делать работу слишком хорошо. Порой ради соблюдения сроков достаточно сделать работу на удовлетворительно. Фрилансер должен помнить, что он создает не произведение искусства, а продукт для использования бизнесом. По большому счету фрилансер это ремесленник, а не художник.
Еще одно заблуждение связанное с фрилансом состоит в том, что, якобы, фрилансер должен быть очень компетентным в своей сфере деятельности, чтобы заказчик в разговоре с фрилансером почувствовал эту его компетентность и отдал заказ именно ему. На самом деле, как показывает практика, большинство заказов получают не самые компетентные, а те, кто лучше умеет общаться с заказчиком. Контактный фрилансер, который умеет поддерживать постоянные отношения с заказчиком оказывается более успешным. Фрилансеру нужно умень вращаться в нужной профессиональной среде, заводить там нужные знакомства и связи. Эти знакомства и связи позволят в дальнейшем получить фрилансеру новые заказы.
Третье, что необходимо каждому фрилансеру, это способность быстро обучаться. Способность быстро обучаться приводит и к быстрому профессиональному росту и к повышению навыков общения с клиентам. Это в конечном итоге приводит к увеличению его доходов. Фрилансеру надо хорошо знать себе цену и все время повышать ее за счет профессионального роста и совершенствования навыков общения с клиентами.
Заработки фрилансеров бывают очень разными. Есть профессиональные фрилансеры, которые занимаются только фрилансом и прилично обеспечивают себя и свою семью. А есть и любители, которые занимаются этим время от времени в свободное от работы время и зарабатывают только на карманные расходы. Тем не менее они тоже называют себя фрилансерами и готовы хоть сейчас взяться за выполнение крупного высокооплачиваемого проекта.
------------------
Автор статьи: Евгений Миронов.
[0] Серфинг, почтовики, буксы
[1] Создание контента для сайтов
[2] Файлообменники
[3] Сообщения на форумах
[4] Заработок для переводчиков
[5] Заработок на опросах
[6] Заработок художникам и специалистам ФотоШопа
[7] Репетиторство в Интернете
[8] Заработок в социальных сетях
[9] Заработок на просмотре видео
[N] Экзотические виды заработка в Интернете
[X] Технология набора рефералов в Интернете
[Z] Фриланс
[Za] Биржи для поиска удаленной работы