Почему падает посещаемость сайта?
Хорошо известно, что если прекратить постоянно заниматься раскруткой своего сайта, то посещаемость сайта из поисковых систем начинает постепенно падать. Это явление имеет две основные причины:
- У поисковиков меняются алгоритмы формирования поисковой выдачи. Поэтому старые простые методы оптимизации под ключевые слова и фразы, которые Вы когда-то уже применили, перестают работать. (Правда, есть некоторая вероятность, что при этом какие-нибудь другие страницы Вашего сайта выйдут в ТОП-10 по каким-нибудь совершенно другим запросам.)
- Ваши конкуренты не дремлют. Даже, если не меняются поисковые алгоритмы, Ваши конкуренты создают более лучшие веб-страницы, чем у Вас, и с более качественным ссылочным ранжированием. А при изменении алгоритмов поисковой выдачи, тем более, они сразу реагируют и проводят нужную работу в направлении улучшения своих позиций в поисковой выдаче по тем запросам, по которым Ваш сайт откатился назад.
Это давным-давно всё понятно.
Но в последнее время очень многие веб-мастера начали наблюдать снижение поискового трафика на свой сайт, даже если они активно занимаются оптимизацией своего сайта под поисковые системы. Причем, речь идет о чисто "белой" оптимизации без всяких покупных ссылок и без накруток поведенческих факторов.
Мало того, идет снижение не только SEO-трафика, но и других видов трафика.
И самое убойное то, что, казалось бы, более удачливые конкуренты, которые обогнали Вас в позициях по поисковой выдачи, тоже жалуются на проседание трафика на свои сайты.
Эта "чума" потихоньку началась примерно в 2012-2013 годах и очень явно усилилась в 2014 году.
У этого явления есть объяснение.
Дело в том, что по сравнению с тем, что было лет 10 назад в 2004 году, у нас в Рунете резко изменилось соотношение между темпами прироста русскоязычных пользователей Интернета и темпами прироста русскоязычных сайтов. Давайте посмотрим на два следующих графика.
Первый график показывает, как происходил рост регистрации доменных имен в зоне RU.
Понятно, что этот график не совсем показывает рост сайтов на русском языке. Ведь есть еще зона SU, а в последние годы и кириллические зоны (РФ и др.). Есть русскоязычные сайты в зонах COM, ORG, INFO, BIZ, NET, UA и в других. Кроме того, часть зарегистрированных доменов не используется под сайты.
Тем не менее, по порядку величины этот график примерно отражает рост числа русскоязычных сайтов, так как подавляющее большинство русскоязычных сайтов всё-таки находится в зоне RU, и подавляющее большинство доменов регистрируется всё-таки для создания сайтов.
А это график того, как примерно в те же самые годы происходил рост российской аудитории Интернета.
Понятно, что этот график тоже учитывает не всю русскоязычную аудиторию. Есть еще Украина, Белоруссия, Казахстан, Израиль, Прибалтика и др. страны с относительно большой долей русскоязычного населения.
Но, тем не менее, большинство русскоязычного населения проживает в России и поэтому данные этого графика можно считать базовыми. В других странах с относительно большой долей русскоязычного населения аудитория Интернете в эти годы тоже росла с небольшим отставанием или опережением от России.
Нас сейчас больше интересует на втором графике плавная кривая красного цвета. Она показывает относительный прирост числа пользователей Интернета в процентном соотношении. Хорошо видно, что эта кривая падает. То есть, хотя число пользователей Интернета всё время растет, но темпы прироста падают.
Понятно, что темпы роста числа пользователей Интернета в России не могут не только расти, но и даже оставаться долгое время постоянными. Дело в том, что у аудитории Интернета есть естественный ограничитель. Это население всей России. Аудитория Интернета в России не может превышать всё население России.
Значит, рано или поздно, но количество пользователей Интернета в России выйдет на насыщение. И дальнейший прирост будет очень мизерным. Он будет связанным с ростом населения России (если, конечно, будет идти этот рост населения).
А вот число сайтов никак не связано с количеством населения России. У одного человека или у одной организации может быть не один сайт, а два, три, десять, двадцать, сто и более. Технология сайтостроения не стоит на месте и позволяет достаточно быстро штамповать всё новые и новые сайты людям, которые достаточно далеки от понимания html-разметки.
Давайте, глядя на эти графики, сравним ситуацию в 2004 и 2012 годах.
В 2004 году российская аудитория Интернета увеличилась примерно на 4 млн. человек. В этом же году было зарегистрировано примерно 0.7 млн. доменов. Грубо говоря, в Интернете появилось примерно 5.7 новых человек на каждый новый сайт.
А в 2012 году российская аудитория Интернета выросла примерно на 6 млн. человек. Но в этом же году было зарегистрировано примерно 4.3 млн. доменов. Поэтому приблизительно имеем, что в Интернете появилось примерно 1.4 новых человек на каждый новый сайт.
Экстраполировав эти графики на 2014 и 2015 год, мы получим, что в 2014 году на каждого нового пользователя Интернета придется примерно один новый сайт. А в 2015 году число новых сайтов превысит число новых российских пользователей Интернета.
Мы имеем вот такую картину, как на этом рисунке.
Это весьма печальное явление.
Оно означает, что даже если Вы развиваете свой сайт в целях получения трафика, то не факт, что Вы получите этот трафик.
В начале нулевых годов посещаемость Вашего сайта могла расти сама собой только за счет увеличения аудитории Интернета. Вы могли со своим сайтом ничего не делать, не увеличивать числа страниц и числа ссылок на сайт. И тем не менее посещаемость Вашего сайта могла расти просто так без всякой видимой причины.
В середине нулевых годов это стало уже не так. Для роста посещаемости своего сайта необходимо было уже развивать сайт. Например, писать новые статьи, оптимизированные под ключевые слова и покупать внешние ссылки.
Примерно в 2010 году добиться стабильного роста посещаемости своего сайта стало возможным при бюджете примерно 10-50 тыс. руб. в месяц в зависимости от тематики сайта.
В 2015 году даже в два раза большие бюджеты могут не дать стабильного роста посещаемости сайта. Сейчас более типичная ситуация, когда сайт на какое-то время вылезает в ТОП-10 по некоторым продвигаемым запросам, а потом опять вылетает из ТОП-10 по этим запросам. Но может через какое-то время войти в ТОП-10 по другим запросам и тоже на время.
Но при этом, даже находясь в ТОП-10, поисковый трафик растет незначительно или даже со временем начинает убывать. А то, что это происходит не только с поисковым трафиком, но и с другими видами трафика (рассылки, социальные сети, электронные книги, контекстная реклама и др.), это говорит о том, что причина не столько в плохой или хорошей оптимизации сайта под поисковые запросы, сколько в нехватке пользователей Интернета.
Представьте себе, что в Вашей нише за какой-то период появилось 1000 новых сайтов, которые сразу не сдохли по причине того, что у их веб-мастеров самые серьезные намерения. Каждый из таких сайтов без особого труда получит поисковый трафик 1-2 посетителя в день. Итого, они оттянут на себя из поисковых систем 1-2 тысячи посетителей.
За это же время Интернет пополнится новыми посетителями, которым интересна эта тематика, например, на 800 человек. Значит реально все остальные сайты, которые существовали в этой теме раньше, недополучат 200-1200 посетителей в сутки.
Таким образом, всем остальным веб-мастерам тех сайтов, которые существовали ранее, придется проделать такую работу по оптимизации своих сайтов, чтобы получить дополнительно совокупный трафик на 200-1200 посетителей в сутки. И это только для того, чтобы не потерять свой совокупный трафик.
Как говорила Черная Королева из "Алиса в Зазеркалье": "Нужно будет бежать в два раза быстрее только для того, чтобы хотя бы остаться на месте".
Но откуда возьмется этот дополнительный трафик в 200-1200 человек в день на эти старые сайты? Только из смежных тематик!
Но в смежных областях та же самая картина. Туда тоже лезут новые сайты, которые откусывают свою долю трафика. И веб-мастерам старых сайтов приходится тоже бежать в два раза быстрее, чтобы хотя бы оставаться на месте.
Так что трафика по любому на всех не хватит. Даже на тех, кто активно борется за него.
Что будет дальше?
Есть два варианта дальнейшего развития событий.
Первый вариант. Будет всё больше и больше увеличиваться количество качественных сайтов, которые раскручиваются "белыми" методами.
В этом случае выход сайта в ТОП-10 поисковой выдачи станет всё более и более случайным. Огромное количество сайтов будут хорошими и достойными быть на первых позициях в поисковой выдаче. В этом случае станут важными очень-очень незначительные факторы определять, почему один сайт имеет позиции лучше другого.
Это как в большом спорте. Все спортсмены на соревнованиях большого спорта примерно одного уровня. Но один прибежал к финишу на доли секунды быстрее второго. Почему так получилось? Это чистая случайность.
Второй вариант. Рост числа сайтов тоже выйдет на насыщение.
Сейчас ничего не стоит очень быстро получить бесплатный трафик новому сайту из 10-20 веб-страниц в размере 2-4 посетителя в день практически в любой тематике. Это часто приводит начинающих веб-мастеров к заблуждению, что также бесплатно через какое-то небольшое время они смогут получить трафик 100-200 посетителей в день.
Такой трафик получить можно, но уже не бесплатно. Или бесплатно, но не за год, а за 3-4 года.
Но первые успехи приводят к тому, что начинающий веб-мастер начинает изучать SEO-тематику и "колдовать" над своим сайтом. А лет через 5 бросить свой сайт уже трудно. Уже на него потрачено много сил, времени и денег. А сайт уже откусывает свою долю трафика, у кого-то 20-40 посетителей в день, а у кого-то 200-400 посетителей.
Когда ситуация такая, что в течение полугода у сайта нулевая посещаемость при том, что сайт активно развивают, тогда веб-мастер крепко задумывается, а стоит ли продолжать это дело. В такой ситуации рост числа новых сайтов замедлится и число сайтов в Рунете выйдет на насыщение.
А если число сайтов будет еще и сокращаться, то трафик на остальные сайты еще и увеличится.
Думаю, что лет через 5 ситуация уже полностью прояснится, какой из вариантов реализуется.
------------------
Автор статьи: Евгений Миронов.