Порою на сайте явно не хватает только одной ссылки на какаю-нибудь страницу сайта или сервис. Тогда приходится ссылку на эту страницу или функцию дублировать на той странице, где она уже есть или на других страниц, где мы считаем, что эта ссылка будет присутствовать вполне уместно и оправдано.
Но двигаясь в этом направлении нужно не переборщить и не создавать слишком запутанную систему навигации по сайту. Избыточная навигация по сайту не помогает, а, наоборот, мешает пользователю сайта находить на нем нужную информацию и нужные сервисы. Многих людей смущает слишком большой навигационный выбор, присутствующий на каждой странице. Пользователь начинает раздумывать, на какую же ссылку ему нажать в первую очередь. Если он переходит на страницу с таким же богатым выбором ссылок, то перед ним появляется еще одна проблема, это не забыть с какой страницы он начал свое путешествие по сайту. Ведь там еще осталось множество ссылок по которым он хотел перейти.
Простота навигации по сайту является самым важным принципом юзабилити. Чем проще система навигации и ситстема меню на сайте, тем меньше мы заставляем посетителя сайта думать, куда ему отправиться дальше. А значит тем больше шансов, что он сделает правильный выбор.
Очень часто на сайтах бывает такая ситуация. Например, на одну и ту же страницу ведут несколько ссылок с разных других страниц этого сайта. А пользователь часто не помнит посещал ли он страницу по такой ссылке или нет, особенно, если тексты ссылок разные. В результате он дважды, трижды и более загружает одну и ту же страницу сайта. Эти загрузки абсолютно бесполезны. Пользователь тут же уходит с такой страницы обратно, он зря тратит свое время на несколько загрузок одной и той же страницы. На хостинге фиксируется дополнительный расход трафика. Баннеры начисляющие деньги за показы не засчитывают повторные показы в течение суток одному и тому же IP-адресу. Счетчик посещаемости накручивает "липовые" хиты, которые не отображают реальный интерес посетителей к сайту и к этой конкретной странице.
Но дублирующие ссылки обычно добавляют с благими намерениями. Чаще всего это происходит после того, как в результате исследований потока трафика на сайте, выясняется, что посетители сайта не переходят или мало переходят по какой-то такой ссылке, по которой они должны были ходить целыми стадами по первоначальной задумке вэб-мастера.
В результате часто принимается неправильное решение о дублировании ссылки. Почему неправильное? Потому что чаще всего тем самым лечится не болезнь, а ее симптом. В результате, при интенсивности такого лечения симптомов, сайт начинает болеть от избыточности элементов навигации. Ведь если посетитель сайта не замечает какую-то ссылку, по которой он должен перейти по всем законам логики, то нужно не дублировать эту ссылку, а сделать ее как-то более заметной. Например, передвинуть ее в какое-то другое место. Самым профессиональным решением было бы изменить как-то дизайн страницы, например, убрать на задний планн слишком выпирающие элементы оформления или подобрать другую цветовую гамму. Хотя такое профессиональное решение слишком сложно для начинающих вэб-мастеров, но надо пытаться экспериментировать именно в этом направлении, а не дублировать ссылку.
Неплохо работает еще и такой подход, когда вместо дублирования ссылки на этой страницы или на другой, убирают с этой страницы все лишние ссылки и лишние элементы навигации. Это сильно сужает выбор посетителя сайта и повышается вероятность того, что он перейдет по нужной ссылке. Этот подход прямо противоположен дублированию ссылок. Для его применения нужны также исследования потоков переходов пользователей по ссылкам на данной странице.
Но часто бывают на сайтах и такие ситуации, когда избыточность элементов навигации просто необходима. Часто даже требуется, так называемая, альтернативная система навигации.
Вот такой простой пример. Вы хотите в интернет-магазине, допустим, заказать детский велосипед. Вы начинаете его искать по системе меню в разделе "Детские товары" и не находите его там, потому что работники, которые наполняют базу этого интернет-магазина, поместили все детские велосипеды в раздел "Спортивные товары". Но не факт, что в другом интернет-магазине Вы найдете детские велосипеды среди спортивных товаров. Ведь есть еще разделы "Товары для отдыха" или "Транспортные средства". Верно?
Так что тут явно требуется альтернативная навигация. Это может быть, например, алфавитный указатель или поиск по сайту или меню по фирмам-производителям.
Если Вы когда-нибудь искали драйверы к старым электронным устройствам на драйверных сайтах, то, наверное, замечали, что Вам всегда предлагается две системы навигации. Одна начинается с типа устройства (принтер, сканер, матплата, сотовый телефон, графический планшет и т.д.). А другая система навигации начинается с фирмы-производителя (Canon, Epson, HP, Lexmark, Sony, Panasonic, Kodak и т.д.). И такой подход очень удобен.
В целом, нужно отметить, что создать идеальную информационную архитектуру, которая удовлетворяла бы всех посетителей Вашего сайта, просто невозможно. Причина в том, что все люди очень разные и на Ваш сайт они тоже попадают с разными целями. Об этом говорит разный набор ключевых слов и фраз, которые они набирают в поисковике перед тем, как попасть к Вам на сайт. Поэтому поведение людей на Вашем сайте никогда не будет у всех одинаковым. И часто оно не такое, каким его воображал себе вэб-мастер, когда создавал свой сайт. Поэтому избыточность навигации возникает на сайте естественным образом, чтобы учесть разные цели посетителей сайта.
но с другой стороны чрезмерное количество навигационных возможностей на сайте приводит к сложному запутанному интерфейсу, в котором пользователю очень сложно разобраться. Посетителю сайта будет очень сложно понять, где он находится, какие у него есть дальнейшие возможности, где он уже побывал на сайте, а где еще нет.
Поэтому очень важно для вэб-мастера найти свою "золотую середину" между навигационным минимализмом и избыточностью элементов навигации на своем сайте. Эта "золотая середина" находится не так просто. Надо проводить регулярные исследования потоков посетителей сайта с помощью сервисов типа Coogle Analitics или Метрика-Яндекс. И добавлять избыточность в навигации только если она напрямую служит цели создания сайта.
------------------
Автор статьи: Евгений Миронов.
[0] Создание сайта
[1] Пять правил применения изображений на сайте
[2] Так нужно ли все таки знать HTML или обойдемся конструктором и CMS?
[3] Еще один пинок по Flash на сайте!
[4] Лучшее расположение графики и текста на вэб-странице
[5] Восприятие цвета и элементов сайта
[6] Дурной тон вэб-дизайна
[7] Как сделать самый плохой сайт
[8] Мнение посетителей сайта о юзабилити
[9] Влияние цели создания сайта на жизнь сайта
[10] Простота и избыточность в юзабилити
[11] Таблица безопасных цветов и таблица имен цветов