Что такое Web 2.0

Иногда в тематике монетизации сайта встречается выражение "Web 2.0". Например, говорят, что такой-то сайт в своей работе активно использует концепцию web 2.0.


Что же это такое?


Это прежде всего концепция заработка в Интернете на своем сайте для массового посетителя. Давайте посмотрим, как менялась концепция заработка в Интернете.


В 90-х годах, когда появился Интернет, многим казалось, что Интернет очень хорошо приспособлен для заработка денег теми, кто продает какие-то очень массовые товары.


Например, допустим Вы продаете обувь и у Вас в каком-то провинциальном городе N есть небольшой магазинчик для продажи обуви. Город N небольшой, и поэтому покупателей у Вас мало. Расширять свой бизнес тоже некуда.


Открывать свои магазины в соседних городах бессмысленно, так как во всех соседних городах уже есть точно такие же магазины по продаже обуви с примерно таким же ассортиментом.


Такой обуви, как в Вашем магазине нет в городах на другом конце страны и в других странах. Но открыть там свои магазины обойдется Вам очень дорого. Финансовые вложения будут окупаться десятки лет.


Совсем нет таких обувных магазинов в маленьких деревнях. Но в мелких деревнях уровень продаж такой низкий, что обувной магазин будет убыточный.


А вот продавать через Интернет можно по всему миру без открытия своих магазинов по всему миру. Это и была основная идея маркетологов в 90-х годах на счет того, как можно использовать Интернет для повышения уровня продаж своего товара.


Маркетологи объясняли владельцам небольших заводов и магазинов, что им нужно создавать свои сайты с рекламой своих товаров и на этих сайтах принимать заказы посетителей сайтов. То есть создавать Интернет-магазины.


В конце 90-х годов эта идея захлестнула США. Интернет магазины росли, как грибы после дождя.


А главное, разного рода финансовые аналитики советовали своим клиентам вкладывать деньги в такие интернет-проекты, обещая, что за интернет-бизнесом будет будущее. Во многие интернет-магазины были вложены очень крупные суммы денег. Очень много денег было вложено в их раскрутку.


Некоторые из этих проектов акционировались, и их акциями стали торговать на фондовых биржах. Причем цены на эти акции росли очень быстро. Это привело к ажиотажной скупке этих акций инвесторами.


В результате на фондовых биржах активно надувался мыльный пузырь доткомов. Слово дотком означает ".com". Это окончание сайтов всех этих интернет-магазинов. Они регистрировали свои доменные имена в доменной зоне COM, которая задумывалась изначально, как доменная зона для коммерческих сайтов. От слова commercial - коммерческий.


На рубеже 90-х и 2000х годов на бирже наступил, так называемый, крах доткомов. Цены на акции практически всех доткомов рухнули в цене. Огромное количество инвесторов было разорено.


Некоторые экономисты и финансовые аналитики, конечно, предупреждали, что этим всё закончится. Они обратили внимание на то, что рост цен на акции доткомов никак не связан с прибыльностью этих проектов. А некоторые из этих проектов, акции которых сильно росли, вообще, были убыточными. Но этих экономистов и аналитиков мало кто слышал. Гораздо большее количество аналитиков утверждало, что за интернет-торговлей будущее, а значит, эти проекты рано или поздно, но станут очень-очень прибыльными.


Было несколько причин провала этих первых интернет-магазинов. Перечислю только некоторые причины.


Первая причина. Не все товары приспособлены для продажи через Интернет. Через Интернет хорошо продаются файлы с мгновенной доставкой (программы, музыка, фильмы, электронные книги, аудиокниги, рингтоны, фотографии и т.п.). Чуть похуже, но тоже неплохо, продается информация на физических носителях (бумажные книги, файлы на компакт-дисках и т.п.). Неплохо продается всякая мелочевка типа компьютерных или автомобильных аксессуаров. Затем идут оригинальные сувениры и подарки, детские игрушки, расходники для оргтехники.


Но есть очень много товаров, которые или плохо или, вообще, не продаются через Интернет.


В первую очередь совсем не продаются через Интернет очень дорогие товары (квартиры, автомобили, мебель, бриллианты, дорогое промышленное оборудование и т.п.).


Очень плохо продается через Интернет то, что нужно примерять на себе (одежда, обувь) или просто потрогать, чтобы оценить качество (посуда, одежда, обувь).


Плохо через Интернет продаются скоропортящиеся вещи. Например, продукты питания хорошо могут продаваться только в пределах одного города с доставкой на дом.


Наконец, не любой товар можно прислать по почте. Не говоря уже о том, что не любую услугу можно оказать дистанционно. Например, проконсультировать или обучить человека можно дистанционно. А вылечить, подстричь или наладить технику дистанционно нельзя.


Вторая причина. Интернет-покупатели никогда не покупают товар на первом попавшемся сайте. Особенно, дорогие товары. Это должен быть проверенный сайт, про который много положительных отзывов. Или покупатель сначала покупает там очень дешевые товары и, только убедившись, что данный сайт не является мошенническим, начинает покупать там более дорогие товары.


Третья причина. Если Вы торгуете обычным товаром, то Ваш сайт очень трудно найти. Поисковая система по Вашему запросу выдает миллионы сайтов конкурентов. А 90% всех пользователей просматривают только первые 10 сайтов в поисковой выдаче.


Вот и получается, что у Вашего небольшого обувного магазинчика в провинциальном городе N не получится продавать обувь по всему миру через Интернет. Вложения в такой сайт не оправдают себя.


Тем не менее, после краха доткомов, оказалось, что некоторые интернет-проекты благополучно выжили и не просто выжили, а начали давать неплохие прибыли.


Что же это были за интернет-проекты?


Например, это были сайты знакомств, социальные сети, проекты типа "вопросы-ответы", некоторые сайты по продажи инфо-товаров, поисковые сети типа Гугла, сетевые игры и др. Выжили даже некоторые интернет-магазины по продаже обычных товаров.


На первый взгляд все эти сайты очень разные. Но есть одна особенность, которая их всех объединяет. Эта особенность состоит в очень интересной организации продаж своего товара или услуг.


Все эти сайты сначала дают посетителям что-то бесплатное. Причем, дают такое бесплатное, которое не является одноразовым в использовании. Поэтому посетители возвращаются на такой сайт вновь и вновь. И только затем посетитель сайта что-то покупает на таком сайте за деньги. Как правило, это какая-то мелкая услуга, которая является побочной услугой к главной бесплатной услуге сайта. Или это какие-то товары по низкой цене по основной тематике сайта.


Посмотрим, как работает эта схема на примере сайта знакомств.


Вы бесплатно регистрируетесь на таком сайте, бесплатно заполняете свою анкету. И можете бесплатно находить лиц противоположного пола, бесплатно читать их анкеты и бесплатно вступать с ними в общение. Это и есть основная бесплатная услуга сайта знакомств.


Обратите внимание, что эта услуга является не одноразовой, а многократной и возобновляемой. Вы можете заходить на сайт знакомств хоть каждый день. Там каждый день появляется много новых анкет. Вы можете несколько дней вести один или несколько параллельных диалогов. Наконец, если при личной встрече Вам не понравится лицо противоположного пола, то Вы снова возвращаетесь на этот сайт знакомств и начинаете новый поиск анкет.


Но вместе с тем такой сайт знакомств предлагает всем своим посетителям и мелкие побочные услуги. Как правило, оплата этих услуг идет очень удобным способом, через SMS-ки мобильного телефона. И цена этих услуг, как правило тоже очень низкая - один доллар.


Это такие услуги, как забросить Вашу анкету в начало поискового списка, выделить Вашу анкету цветом, подарить понравившейся девушке виртуальные цветы или оказать ей еще какие-нибудь виртуальные знаки внимания и т.п.


Если пользователь только что зарегистрировался на сайте знакомств, то он сначала никогда не покупает такие побочные услуги. Нужно некоторое время, чтобы клиент "созрел" и начал регулярно пользоваться такими мелкими платными услугами.


Кроме того, на сайте знакомств висят разного рода рекламные баннеры. Владельцы сайта знакомств получают деньги, как минимум, за количество переходов по этим баннерам. А часто и за количество показов этих баннеров. Если эти баннеры ведут на какие-то Интернет-магазины, то владельцы сайта знакомств могут получать и проценты от суммы покупок тех покупателей, которые перешли в этот интернет-магазин по баннеру с сайта знакомств.


На этих мелких SMS-услугах и на рекламных баннерах и зарабатывают сайты знакомств. Вроде бы копеечный заработок, но там очень большой поток посетителей. Поэтому даже, если каждый день оплатит SMS-услугу всего каждый сотый посетитель и если кликнет мышкой на баннере тоже только каждый сотый посетитель, то набегают приличные деньги.


Вот такая концепция заработка в Интернете и называется Web 2.0. Это, как бы, вторая версия веб-сайтов для заработка, если первой версией веб-сайтов для заработка является "голый" интернет-магазин.


Интернет-магазин в духе Веб 2.0 должен представлять собой не "голый" интернет-магазин, а некоторый информационный сайт, который посвящен некоторой тематике. Посетитель такого сайта должен получать на сайте много бесплатной информации по тематике сайта. Например, там можно скачать бесплатные электронные книги с разной тематической информацией. Или там можно бесплатно подписаться на обучающие курсы. И т.д.


А товары в таком интернет-магазине веб 2.0 предлагаются, как бы, между делом. Например, в качестве помощи при обучении.


При этом сначала предлагаются недорогие товары. Часто дорогие товары, вообще, предлагаются только тем, кто уже покупал более дешевые.


Именно так работают все ведущие инфо-бизнесмены в Рунете.


Социальные сети являются еще одним примером заработка на концепции Веб 2.0. Народ сначала совершенно бесплатно регистрируется и общается между собой в таких соц.сетях. Социальная сеть становится сначала для человека чем-то своим хорошо знакомым. И только потом человек начинает давать платную рекламу в соц.сети (если он имеет какой-то свой бизнес). Или человек начинает переходить по рекламным объявлениям в социальной сети, так как он начинает доверять этой сети и всему, что связано с этой соц.сетью, в том числе и доверять рекламе в этой сети.


Сетевые игры и проекты "вопросы-ответы" очень похожи на сайты знакомств в плане зарабатывания денег. Там Вы тоже основной услугой пользуетесь совершенно бесплатно. Но можно за деньги купить много побочных мелких услуг, без которых можно и обойтись. Но так устроен человек, что стремясь быть успешным на таких сайтах, он приобретает эти мелкие услуги тогда, когда такой сайт становится для него, как родным.


Очень интересно в духе Веб 2.0 работают поисковые системы. Их главная услуга, это интернет-поиск, и эта услуга у них всегда бесплатная. Когда бизнесмен начинает доверять этой услуге, он уже готов к тому, чтобы попробовать рекламироваться через рекламные объявления в поисковой выдаче.


Крупные поисковые системы, такие, как Гугл и Яндекс сейчас имеют огромный спектр самых разнообразных сервисов. Большинство из этих сервисов бесплатные. Но есть и платные. Например, чтобы Ваш сайт попал в Каталог Сайтов Яндекса, надо заплатить Яндексу.


Часто мы даже не видим, как и где Яндекс зарабатывает на нас. Например, есть у Яндекса проект Яндекс-Деньги (ЯД). Вы бесплатно создаете свой электронный кошелек в системе ЯД и не платите никакой арендной палаты за то, что имеете такой электронный кошелек.


Сравните, например, эту ситуацию с банками. Если Вы заводите расчетный счет в банке, как юр.лицо, то Вы будете ежемесячно платить банку не зависимо от того, пользовались ли Вы этим расчетным счетом в этом месяце или нет. Если Вы заведете себе дебетовую банковскую карту, как физ.лицо, то Вы тоже ежегодно будете платить банку за обслуживание этой карты.


А в ЯД такого нет. Но это совсем не означает, что Яндекс не зарабатывает на Вас. Посмотрите, какие огромные комиссии в процентах Вы платите Яндексу при операциях по перечислению своих денег со своего электронного кошелька в ЯД. Тут все банкиры нервно курят в сторонке, наблюдая за наглостью Яндекса.


Поиск авиабилетов, оплата штрафов, прием платежей на сайтах и другие проекты Яндекса, это также пример побочных услуг Яндекса, на котором этот поисковик зарабатывает деньги.


У Яндекса уже есть собственные Интернет магазины.


Такая же ситуация и с Гуглом, а также и с крупнейшей системой электронной почты России МэйлРу.


Если Вы посмотрите на почтовый сервис МэйлРу, то обнаружите, что он также применяет концепцию Web 2.0. Есть основная бесплатная услуга, это бесплатная электронная почта. Есть много других бесплатных сервисов (социальная сеть Мой Мир, проект Ответы, проект Фото и др.). А в них есть некоторые мелкие платные услуги.


Если Вы побродите по Интернету, то можете обнаружить очень много примеров использования концепции ВЕБ 2.0.


Например, недавно я обнаружил сайт бесплатных юридических консультаций. Там можно задать свой вопрос и юристы ответят Вам. При этом Ваш вопрос ставят в общую очередь. Иногда очередь бывает очень длинной и поэтому ответ Вы получаете не сразу. Но Вам предлагают за SMS-ку купить VIP-статус (то ли вопроса, то ли клиента, сейчас не помню), чтобы на Ваш вопрос быстро ответили вне очереди.


В заключение отмечу, что концепция WEB 2.0 хорошо работает на очень массовых сайтах, которые имеют очень большую посещаемость. Если Ваш сайт имеет очень маленькую посещаемость, то на мелких услугах и товарах, которые мало стоят, Вы ничего существенного в Интернете не заработаете.



------------------

Автор статьи: Евгений Миронов.

Комментарии к этой заметке больше не принимаются.



октябрь 2014
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31